Круглосуточная поддержка
+7 (495) 641-25-04 +7 (495) 641-25-04
Заказать звонок

Клининговый бизнес в Москве

Клининговый бизнес в Москве 07.02.2002

Клининг — новый для России вид бизнеса, возникший в ходе рыночных преобразований. Уборка, конечно, существовала и раньше, но представляла собой неквалифицированный труд, основными инструментами которого были цинковое ведро и тряпка. Появление же профессиональной уборки непосредственно обусловлено следующими факторами:

  • Были построены новые здания, отделанные современными материалами, уход за которыми можно было доверить только профессионалам;
  • В обиход вошло понятие имиджа, на который не в последнюю очередь влияет уровень содержания недвижимости, принадлежащей организации;
  • Иностранные компании, пришедшие в Россию, уже привыкли к услугам клининговых фирм у себя на родине.

На новый спрос ответили частные российские предприниматели, которые начинали свой бизнес практически с нуля, а также иностранные клининговые компании.

В этой статье мы рассмотрим, каковы объемы московского рынка клининга, кто на нем действует, от кого и от чего он зависит. В России пока не ведутся серьезные маркетинговые исследования в области клининга, и источниками информации для данной статьи послужили интернет-сайты участников клинингового рынка и собственные данные компании «Ронова клининг». Значимым информационным ресурсом, надеемся, станет журнал «Профессиональная уборка», второй номер которого вы держите в руках.

Основные рыночные данные

С 90-х годов в Москве наблюдается настоящий строительный бум, во время которого были построены миллионы квадратных метров нежилой недвижимости. В настоящее время в Москве общая площадь таких зданий составляет порядка 80 млн. кв. м (данные 2001 года). При этом их можно разделить на следующие категории:

  1. торговые — 5,8%, или 4720 тыс. кв. м;
  2. административные — 21%, или 17051 тыс. кв. м,
  3. из которых 1500 тыс. кв. м. соответствуют «западному стандарту».
  4. производственные — 9,0%, или 7278 тыс. кв. м;

  5. общественного питания — 1,6%, или 1283 тыс. кв. м;
  6. театры, зрелищные предприятия — 1,3%, или 1022 тыс. кв. м;
  7. гостиницы, дома отдыха, кемпинги — 2,8%, или 2265 тыс. кв. м;
  8. помещения бытового обслуживания — 2,4%, или 1942 тыс. кв. м;
  9. прочие — 42%

Как мы видим, масштабы огромны, но клининговые компании убирают пока не более 5–10% площадей, требующих профессиональной уборки. По нашим, очень приблизительным, оценкам, на московском рынке клининга ежегодно обращается порядка — 0 млн. долларов.

Спрос

Основными клиентами клининговых компаний в Москве являются:

  1. торговые сети, отечественные и зарубежные, и отдельные торговые центры;
  2. бизнес-центры;
  3. российские и зарубежные компании, желающие профессиональную уборку офиса;
  4. банки;
  5. центры досуга (рестораны, казино, кинотеатры и т.п.)
  6. органы государственной власти.

Клиентами клининговых компаний вполне могли бы стать владельцы нового элитного жилья, но здесь ситуация особая: как правило, им управляют специальные эксплутационные компании, которые предпочитают создавать собственные уборочные службы.

Заключение контракта

Клиентов находят в основном методом прямых продаж, эффект от рекламы незначителен. Все решает репутация клининговой компании, а также ее связи. Чтобы получить контракт, необходимо «вести» потенциальных клиентов уже с момента закладки фундамента.

На крупные подряды объявляются тендеры, в которых принимает участие по 8–10 клининговых компаний. Некоторые из них пытаются демпинговать в надежде, что громкое имя клиента будет работать на них в будущем. Кто-то, бывает, закладывает в предложение минимум услуг и, соответственно, минимальные цены, с тем, чтобы передоговориться с клиентом уже после тендера, когда подвох раскроется. Такая тактика еще несколько лет назад давала определенный эффект, но сейчас мы видим, что заказчики стали лучше разбираться в клининге, и поэтому те, кто действует подобным образом, начинают терять объекты.

Предложение

Теперь перейдем к тем, кто оказывает клининговые услуги на рынке. В Москве действует порядка дюжины крупных уборочных компаний:

Компания Год прихода на рынок Численность персонала
Абсолют-клининг 1992 600
Ирис 1993 Нет данных
Клин Мастер 1996 600
Сканклин 1997 450
Москва-Центр 1994 Нет данных
Примэкс 1991 540
Радник Сервисез 1993 300
Ронова клининг 1994 1500
Чистый свет 1994 700

Как мы уже говорили, некоторые компании были созданы россиянами, другие — западными фирмами. При этом на западный опыт ориентируются практически все крупные клининговые компании. Например, «Ронова клининг» является членом ISSA (International Sanitary Supply Association) и BICS (British Institute of Cleaning Science), в эти организации входят и некоторые другие российские компании. Из иностранных ассоциаций, в которые вступили россияне, можно назвать еще «BSCAI» (Building Service Contractors Association International) и «FIDEN» (Federation Internationale des Entreprises de Nettoyage) .

В России для продвижения общих интересов и развития диалога на рынке клининговыми компаниями были созданы следующие ассоциации:

  • Ассоциация производителей профессиональных уборочных услуг (АППУУ — 1998 г.);
  • Ассоциация русских уборочных компаний (АРУК — 2000 г.);
  • Международная ассоциация компаний индустрии чистоты (МАКИЧ — 2002 г.).

Оборудование и химические средства

Московские клининговые компании пользуются в основном импортными химическими средствами и оборудованием. У отечественных производителей закупается лишь техника для уборки территории и транспорт, а также некоторые моющие средства. Обороты на рынке уборочной техники и химических средств России, по нашей оценке, составляют порядка 100 млн. долларов в год.

Многие клининговые компании, как лучше всех знающие этот рынок, открывают собственные подразделения по продаже оборудования и химических средств. Компания «Training& Resource bureau» (TRB), входящая в холдинг «Ронова» и занимающаяся как поставкой уборочной техники и химических средств, так и обучением персонала всех уровней для отрасли клининга, отдает предпочтение таким маркам, как:

  • Chemspec
  • Numatic international
  • Tecno Trolley System

Продукция этих фирм хорошо зарекомендовала себя в российских условиях и имеет оптимальное соотношение цена/качество.

На российском рынке также представлены следующие уважаемые производители:

  • Johnson Diversey
  • Karcher
  • Kranzle
  • Nilfisk
  • Portotecnica
  • WAPALTO
  • Wetrok

  • и другие.

Людские ресурсы

В Москве в дюжине крупнейших клининговых компаний занято около 5000 человек. Примерно 700 из них — это менеджеры различного профиля. Мы не будем останавливаться на этой категории персонала, т.к. эти люди по своему образованию, опыту и статусу практически не отличаются от своих коллег из других отраслей.

Остальные — это профессиональные уборщики, работающие непосредственно на объектах. В основном это представители следующих специальностей:

  • Оператор профессиональной уборки
  • Оператор уборочных машин
  • Грузчик
  • Дворник
  • Прессовщик
  • Цветочник
  • Газонокосильщик
  • Тракторис

Как известно, для человека ориентиром при выборе работы служат такие факторы, как мотивация, условия труда, уровень менеджмента. Поэтому текучесть персонала напрямую зависит от категории объекта. Например, текучесть уборщиков офисных помещений не превышает 30–35 % в год. Персонал, занятый на уборке торговых центров, где факторами, ухудшающими условия труда, являются большое скопление людей, вибрация, шумы, влажность, меняется на 80 % в год и выше.

Средняя заработная плата уборщика в настоящее время составляет порядка 4,5–6 тысяч рублей в месяц при сорокачасовой рабочей неделе. Теоретически можно найти персонал дешевле, но при этом его мотивированность будет слишком низкой, и в таких условиях поддерживать качество на должном уровне будет практически невозможно. Некоторые клиенты, наоборот, предъявляют особенные требования к персоналу, который будет у них работать. Это могут быть, например, требования к возрасту, или чтобы уборщик был коренным москвичом. При этом, естественно, чем выше требования к персоналу, тем дороже он стоит.

Персонал проходит обучение либо прямо на объекте, либо в учебном центре. На московском рынке есть несколько компаний, занимающихся обучением клинингового персонала. При этом учебный центр компании «TRB», единственный в России утвержден BICS в качестве «Assessment centre» и может выдавать от его имени сертификаты, в частности, COPC (Cleaning Operator’s Proficiency Certificate). В программе «TRB» — самые разнообразные курсы, как для уборщиков, так и для менеджеров. Помимо того, что их проходят сотрудники «Роновы», они достаточно популярны как среди собственных служб уборки предприятий, так и среди других клининговых компаний.

Перспективы профессиональной уборки

Итак, московский клининговый бизнес за 8–10 лет своего существования достиг многомиллионных оборотов. В дальнейшем его рост будет определяться теми же факторами, что и ранее:

  • Новое строительство
  • Рост доверия к клининговым компаниям, развитие аутсорсинга

Планы строительства в Москве впечатляют своими масштабами. Согласно Генеральному плану развития города, до 2020 г. предполагается построить до 8 млн. кв. м торговых площадей, из которых 6,3 млн. — крупные торговые центры. Таким образом, общее количество торговых площадей возрастет с нынешних 4,7 млн. кв. м до 14 млн. Согласно уже утвержденной городским правительством Генеральной схеме размещения крупных торговых объектов, уже определены (в основном на окраинах города и на пересечениях крупных магистралей) конкретные участки для строительства 52 крупных центров общей площадью до 3,7 млн. кв. м., причем 400 тыс. кв. метров должны быть построены в течение 2002–2003 гг.

Планы строительства административных зданий пока не так конкретизированы, но до 2020 г. Генеральным планом развития предполагается строительство до 20 млн. (!) кв. м. недвижимости этой категории.

Что касается роста доверия к клининговым компаниям, то эту проблему можно рассматривать только в контексте роста доверия в российском обществе и на российском рынке вообще. Тем временем накапливается опыт работы с зарубежными компаниями, которые приносят в Россию современный подход к управлению, предусматривающий вынесение непрофильных функций за пределы компании. Нельзя исключать, что клининг будет развиваться по американскому варианту: в США, как известно, до 80% площадей убираются в режиме аутсорсинга.

«Профессиональная уборка», № 2, 2002 г.


Форма предварительной заявки на услугу уборки
Отправить заявку

Нажимая на кнопку "Отправить", Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.