Круглосуточная поддержка
+7 (495) 641 25 04 +7 (495) 641 25 04
Заказать звонок

Клининг — отрасль больших возможностей

Клининг — отрасль больших возможностей 05.04.2003

Накануне открытия выставки «Индустрия чистоты-2003» генеральный директор компании «Ронова-клининг» Маргарита Авдеева и редактор журнала беседуют об особенностях развития отрасли клининговых услуг, ее проблемах и перспективах.

— Маргарита Александровна, Ваша фирма — одна из первых, зарегистрированных в Москве и занявшая свое место в первой десятке крупнейших предприятий отрасли. На Ваших глазах и при Вашем активном участии закладывались новые, современные принципы проведения уборочных работ. Расскажете: как сегодня чувствуют себя предприятия отрасли?

— Разные — по-разному. Но в целом отрасль чувствует себя значительно лучше, увереннее в себе, чем 10 лет назад. Сейчас спрос на услуги уже сформировался. О преимуществах работы с клининговыми компаниями знают руководители крупных торговых сетей, производств, бизнес-центров. Наши предложения находят клиентов на уборочные работы как внутри зданий, так и на прилегающих территориях. Развиваются сопутствующие нашему бизнесу предприятия по вывозу мусора, мытья фасадов (альпинистские центры), благоустройству территорий.

Количество клининговых предприятий, если говорить о Москве, перевалило за 200. По мировым масштабам это еще не много. В Нью-Йорке на одном Манхеттене уборочными работами занято около 30 компаний. У нас же на 14-миллионное население их всего ничего, а если посчитать крупные, обеспечивающих современное качество и ассортимент уборочных услуг на уровне европейских стандартов, то их не больше 10. Остальные — либо узко специализированные, либо работают с ограниченными объемами услуг.

В регионах всерьез говорить о клининге можно в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новороссийске, в Казахстане (Алма-Аты, Астана), да, еще на Украине. Но это уже другие страны и о них — другой разговор.

По нашим непрофессиональным подсчетам (профессионально ими никто не занимался) сейчас в Москве обслуживается по западным стандартам 5-10% недвижимости. Впрочем, на сегодняшний день спрос и предложение в целом сбалансированы. Развитие экономики, строительства выявят новые потребности в услугах отрасли, и будут найдены новые возможности для их удовлетворения.

— Сегодня много говорят о необходимости повышать качество услуг. Как Вы смотрите на эту проблему?

— Качество клининга напрямую связано с ценами. Оно не столько зависит сегодня от прилежания уборщика, что, само собой разумеется, должно быть обеспечено на 100%, а от применяемых моющих средств, химпрепаратов, специализированного оборудования. Все это можно купить на рынке. Но всегда встает вопрос: в состоянии ли клиент оплатить расходы? Если «да», то все проблемы разрешимы. Но еще многие потенциальные наши клиенты ограничены в средствах, их недвижимость до того запущена, что надо бы сначала привести ее в порядок, сделать ремонт.

Хотя наша позиция, позиция «Роновы клининга» — в другом. Даже старые здания должны убираться профессионально. Ведь люди хотят работать в чистых помещениях, в здоровой среде обитания. Пусть у заказчика будет небольшой бюджет, мы предложим ему набор работ на эту сумму. Минимум — это вывоз мусора, уборка туалетов, мытье полов. А далее в зависимости от пожеланий и возможностей клиента.

— Вы считаете, что сегодня на рынке моющих средств, химпрепаратов и оборудования полное изобилие необходимого для проведения уборочных работ на мировом уровне?

— Да нет, я бы сказала даже наоборот. Когда бываешь на Западе и видишь, что там есть, бедность нашего выбора становится очевидной. На нашем рынке есть все, чтобы удовлетворить не очень-то большой наш сегодняшний спрос, это «да».

— Но уже нет «железного занавеса», рынки всех стран открыты...

— Я уже говорила о проблемах цены. Они и там высокие, а если к ним прибавить стоимость логистики, таможенного обслуживания, то доставка в Россию некоторых моющих средств, химпрепаратов, оборудования становится не выгодной. Мы привозим оборудование и моющие средства из Италии и Великобритании, но в основном недорогие. Даже немецкие фирмы не продают нам того, что и у них идет по высоким ценовым категориям. Из Америки тоже очень мало товаров.

— На выставке в Санкт-Петербурге представляло свою продукцию много фирм из скандинавских стран...

— Но продаж у них на нашем рынке немного. Они, пожалуй, самые дорогие.

— Моющие средства, химпрепараты и оборудование, видимо, составляют основную долю в цене клининговых услуг?

— Нет, это не так. 70% стоимости услуг — зарплата сотрудников.

— Насколько я знаю, она в среднем небольшая, сравнимая с зарплатой уборщиков, если их содержат сами фирмы.

— Да, хотя особенно квалифицированные работы — уход за мрамором, бронзой, чистка ковров — мы оплачиваем соответственно выше.. Но дело не в этом. У нас в любом случае отдача труда, производительность персонала, качество уборки гораздо выше.

— С чем это связано?

— С мотивацией труда. Уборщица в штате предприятия, как правило, работает ни шатко, ни валко, но даже, когда она приходит на часок полы подмести, на нее Богу молятся. И требовательность к ней повысить, тем более, к примеру, уволить, никак нельзя. Никто не будет эти заниматься. Трудовой кодекс сегодня оказался на страже интересов нерадивых работников. Если уж прогулы пойдут, пьяной станет на работу приходить, только тогда можно сделать оргвыводы. Совершенно другое дело, когда уборку ведет клининговая фирма. С нее можно спросить, в крайнем случае, расторгнуть договор. Но и она имеет возможность потребовать со своих работников в полной мере и за качество, и за соблюдение нормативов. Не устраиваешь — согласно контракту ищи другую работу.

В мотивации труда — самое большое отличие собственного штатного персонала фирм и персонала клининговой компании.

— Думается, еще одно отличие — это уровень подготовки кадров. Какое обучение в фирме, которая имеет штат бабушек с тряпками да швабрами?! Вашим работникам приходится иметь дело с уборкой по сложным технологиям, где применяются десятки моющих, чистящих средств, дезинфицирующих препаратов, различные электрические машины и механизмы. Соответственно, всему этому обстоятельно учат.

— Да, наш фирменный учебный центр обучает более 100 человек в год. Молодых работников «Роновы-клининг» и по заявкам компаний из регионов.

— Программы подготовлены Британским Институтом Уборочных Наук (BICS)?

— У них взято много, но адаптировано к нашим условиям. К сожалению, учебные центры BICS имеют всего лишь 2-3 программы исключительно по технологии уборки. А как нужны нам программы по менеджменту, маркетингу в клининговой отрасли для кадров среднего, высшего звена! Запад нам тут ничем помочь не может. Правда в Германии есть учебные заведения. Там, не как в Англии, Италии, России, нельзя открыть дела, не имея специального образования и не получив соответствующую лицензию. Ведем с немцами переговоры о подготовке наших кадров, но пока только переговоры...

— Хотелось бы затронуть и самый больной вопрос. На подготовку кадров, в том числе и рабочих, тратятся большие деньги. Между тем, текучесть кадров велика, многие уходят из отрасли, проработав 3-6 месяцев. Не престижно.

— В какой-то степени это так. С кадрами, действительно, большие трудности. Если еще в недалеком прошлом персонал был, в основном, из Москвы и Московской области, то теперь многие приезжают искать работу из регионов и бывших стран СНГ. Поэтому жутко мешает неразбериха в миграционной политике, всяческие законодательные препоны, борьба с местными властями...

— Но как-то надо защищать российский рынок труда?!

— Да где он, российский-то рынок труда? Пишут в газетах и журналах — нет работы для населения в сельских районах Смоленской, Ивановской, Рязанской, других областей. А у нас оттуда ни одного приезжего. Приглашаем на работу — отказываются.

— Маргарита Александровна, проблемы и острые есть сегодня во всех отраслях. Но как в целом складываются дела «Роновы — клининг» на рынке уборочных услуг? Вы довольны складывающейся ситуацией?

— В принципе, да. Сегодня на нашем обслуживании около 100 зданий крупных фирм, которым мы помогаем не просто содержать их в чистоте, но и оберегаем от старения и износа, таким образом, сохраняя, а иногда и наращивая стоимость недвижимости. Мы по себе чувствуем, что у солидных предпринимателей стало престижным работать с клининговыми компаниями, в том числе и с нашей. Когда «Рамстор» создал свою сеть магазинов, он сразу привлек к уборке помещений профессиональные уборочные фирмы. Блеск полов их магазинов, ухоженность интерьера стали одним и способов выделиться среди других предприятий торговли, привлечь денежных покупателей, наращивать объемы продаж. Теперь это понимают многие.

— Крупно поставленное дело требует и больших инвестиций?

— Конечно, чтобы взять на обслуживание современный торговый или офисный центр, нужны большие вложения — и 50 тысяч, и 100 тысяч долларов. Ведь нужно закупить технику, препараты, заказать униформу. Для многих это становится неподъемным делом. Но «Ронова-клининг» готова к освоению любых объемов уборки.

— Так сложилось, что многие клининговые фирмы-пионеры отрасли сначала были дистрибьюторами западных фирм. Вы тоже представляете кого-то в России?

— Да, но процесс у нас шел в обратном порядке. Создавалась фирма как клининговая, а не торговая. На Западе мы искали лучшие моющие средства, препараты, оборудование, открыли для себя эффективные оборудование и расходные материалы для чистки ковровых покрытий и текстиля американской компании «Chemspec» и только тогда стали ее эксклюзивным дистрибьютором, начали продвигать их продукцию на российский рынок. Считаем, что сотрудничество с западными производителями надо развивать, не забывая, конечно, и об отечественных.

— На выставках, в письмах к нам часто обращаются молодые предприниматели с просьбой помочь советом, как организовать клининговую фирму. Задают вопрос: какой нужен для этого стартовый капитал? Что бы Вы им порекомендовали?

— Я скажу, что в целом клининговая отрасль благодатна для инвестиций. Здесь можно начинать с малого, небольшой на первый случай группой людей, есть место так называемому семейному бизнесу, с небольшим капиталом — 5-7 тысяч долларов. Взять для обслуживания 500-1000 м2 площади, купить несколько пылесосов, моющих машин, необходимое количество моющих средств, химпрепаратов и — за дело.

Мы в свое время начинали именно так. Быстро разбогатеть удастся вряд ли, но занять свою нишу и постепенно расширять ее вполне возможно. Так что дерзайте, у кого есть желание!

— Спасибо за содержательный разговор!

В.В.Бровкин,
«Современная химчистка и прачечная», № 4, 2003 г.


Форма предварительной заявки на услугу уборки
Отправить заявку

  • Заказать звонок
  • Ваше имя *
  • Телефон *