Круглосуточная поддержка
+7 (495) 641-25-04 +7 (495) 641-25-04
Заказать звонок

Обзор: Клининговые компании

Обзор: Клининговые компании 05.05.2008

Местный рынок клининговых услуг прирастает количественно. По некоторым оценкам, за год число игроков в «чистом» бизнесе увеличилось в полтора раза. Участники рынка прогнозируют, что через пару лет количественный прирост закончится и клининговые компании обратят внимание на качество своих услуг.

Участники местного клинингового рынка говорят, что его заполонили мелкие игроки. Генеральный директор компании «Примекс-Красноярск» Марина Мельникова рассказала, что только из ее фирмы за прошедший год ушло двое сотрудников, которые впоследствии организовали собственные клининговые предприятия. «Пройдя стажировку в Москве и немного поработав, эти люди решили, что познали все тонкости клинингового бизнеса и отправились в самостоятельное плавание», — посетовала г-жа Мельникова. Таким способом, по мнению эксперта, на рынке появляется большая часть компаний. «В штате у них 2-3 человека, в активе — почти полное отсутствие даже ручного инвентаря и профессиональных очистительных средств. Таких умельцев поддерживать чистоту, скорее, можно назвать „помывочными“, а не клининговыми компаниями», — сказала Марина Мельникова.

Емкость местного клинингового рынка — четверть миллиарда рублей

По оценке генерального директора компании «Ронова клининг» Маргариты Авдеевой, емкость российского рынка клининговых услуг около 24 млрд. руб. Столичный эксперт считает, что за последний год рынок вырос в среднем на 30-40%.

Красноярские клинеры говорят, что емкость местного рынка составляет около 1% от клинингового рынка страны. «Думаю, емкость местного рынка составляет около 240-250 миллионов рублей в год», — заявил директор компании «Таймер» Сергей Юшков.

Рентабельность «чистого» бизнеса зависит от вида услуг. Марина Мельникова: «На ежедневной уборке мы зарабатываем не более 10%». Маргарита Авдеева говорит, что пиковую доходность клинеры достигают на спецработах: «Такие услуги, как шлифовка гранита, кристаллизация мрамора, самые высокодоходные».

Однако, отмечают аналитики, в общемировой практике этот бизнес гораздо более прибылен. «На Западе рентабельность клининговых компаний по спецработам считается одной из самых высоких, там она доходит до 50%», — говорит Марина Мельникова. Маргарита Авдеева рассказала о рентабельности «чистого» бизнеса в Москве — в зависимости от вида услуги и объема выполнения работ рентабельность столичных компаний может дойти до 20%.

Специалисты связывают невысокие показатели доходности местных клинеров с тем, что красноярский рынок клининговых услуг достаточно молод и пока развивается стихийно. «Клиент только начинает приучаться платить за наши услуги суммы, адекватные нашим затратам», — говорит Марина Мельникова.

Кроме того, попасть на рынок клининговых услуг, утверждают эксперты, несложно. Минимальный входной порог в «чистый» бизнес — около 80-100 тыс. руб. Сергей Юшков: «Пара пылесосов и швабр, вафельные полотенца, „Пемолюкс“ — и компания из двух человек готова выйти на работу. Качество услуг таких компаний я оставлю без комментариев». Однако если у новичка серьезные намерения, то такой суммы ему не хватит. Основные первоначальные вложения в оборудование, химические средства и обучение персонала, по словам эксперта, должны быть не менее 300-400 тыс. руб. Генеральный директор компании «Альбус» НАТАЛЬЯ ГАВРИЛЮК считает, что для полноценного заявления о себе на рынке стартовый капитал должен быть не менее 1 млн руб.

Рынок «держит» четверка лидеров

С возможностью войти на рынок «по минимуму» эксперты связывают появление большого количества новых мелких игроков на рынке. По оценкам экспертов, за год число клининговых фирм на рынке увеличилось примерно в полтора раза. «Если в том году компаний было около сорока, то сегодня их около шестидесяти», — говорит Сергей Юшков.

Кроме того, на рынок выходят федеральные клинеры. «В этом году наша компания пересеклась на тендерах с двумя новыми игроками — федеральными компаниями „ОМС“ и „Альфа-Сервис“. Они пришли в Красноярск вслед за своими московскими клиентами», — рассказала Марина Мельникова. Однако тон в индустрии чистоты в Красноярске задают местные игроки. Участники рынка говорят, это тройка стабильных местных компаний: «Ротекс», «Тригон», «Таймер». По словам экспертов, в минувшем году к группе лидеров примкнул федеральный игрок — компания «Примекс-Красноярск». Общую долю лидеров участники рынка оценили примерно в 70%.

Марина Мельникова отмечает, что держать позиции на рынке клининга лидерам помогает статус официальных представителей производителей уборочной техники и инвентаря. «Это два смежных, но разных направления. Учитывая сегодняшнюю рентабельность „чистого“ бизнеса, его сезонность, крупным компаниям торговля и дилерские скидки помогают стабильно работать на рынке», — говорит г-жа Мельникова. Например, компании «Тригон» и «Таймер» — официальные представители концерна Karcher, «Примекс-Красноярск» продвигает в Красноярске оборудование Cleanfix и инвентарь Unger и VDM. Эксперты отметили, что продажи оборудования — более доходное направление.

Клининговые компании оказывают комплексные услуги

Эксперты говорят, что клининговые компании постоянно расширяют перечень услуг. К традиционным — чистке ковров, мебели, твердых покрытий, мытью окон, жалюзи — присоединяются вывоз мусора, уборка снега с прилегающих территорий и крыш. Причем, отмечают участники рынка, клинеры оказывают и непрофильные услуги. Алексей Горельский, директор компании «Тригон»: «Некоторые заказчики просят нас предоставить сантехников, электриков. На этот случай в компании есть и такие специалисты».

Клининговые услуги оказываются в комплексе — на рынке нет узко специализированных компаний. «Мы сознательно не выбираем специализацию. Это своеобразная подстройка под клиента — он хочет все, сразу и в «одном окне», — говорит Марина Мельникова. Это подтверждает и потребитель. Павел Михайлов, коммерческий директор торгово-развлекательного комплекса «Планета»: «Нам как заказчику удобнее работать с одной клининговой фирмой. Такое сотрудничество означает, что нам предлагают один стандарт чистоты. Поскольку у местных компаний нет опыта обслуживания таких больших площадей, под свой проект мы привели в Красноярск московскую фирму „Альфа-Сервис“. Клинер, с которым мы работаем, обслуживает полностью зоны общего пользования и технические помещения. Уборка же арендуемых площадей — обязанность заказчика. Конечно, мы рекомендуем им выбор нашей „службы чистоты“, но это не директивно».

По словам участников рынка, оказывать комплекс услуг клинеров «заставляет» и сезонность «чистого» бизнеса. Алексей Горельский: «Вся наша работа состоит из всплесков и спадов спроса. Традиционен к праздникам бум на наши услуги. Например, к Новому году, к Пасхе мы загружены полностью. А, скажем, после Нового года мы фактически свободны. В этот период всю компанию „поддерживает“ направление ежедневной уборки».

Клинеры конкурируют на тендерах

Эксперты говорят, что с каждым месяцем число клиентов клининговых компаний растет. Причем как из частного, так и из корпоративного секторов.

«Отдавая клининг на аутсорсинг, компания снимает с себя множество головных болей. Такие статьи расходов, как заработная плата уборщикам помещений и их подбор, закупка чистящих средств, оборудования, инвентаря, в этом случае упраздняются в одну», — приводит довод Марина Мельникова. Алексей Горельский говорит, что отдают клининг на аутсорсинг банки, автодилеры, крупные розничные сети и проч. Эксперты отмечают, что число корпоративных заказчиков за год выросло примерно в два раза. Очень многие объекты коммерческой недвижимости сдаются сегодня в эксплуатацию, и в них клининг сразу же отдается на аутсорсинг.

«Количество же обслуживаемых площадей коммерческой недвижимости возросло в несколько раз», — считает Марина Мельникова. Наталья Гаврилюк говорит, что структура заказов в крупных клининговых компаниях примерно одинаковая. «Сегодня основные клиенты крупных и средних клининговых компаний — юридические лица. Заказы частных лиц у них составляют небольшую долю, к примеру, у нас доля заказов от частных лиц не более 25%», — уточнила Наталья Гаврилюк.

«Исключительно на частных клиентов зачастую ориентируются небольшие клининговые компании», — считает Алексей Горельский. Эксперты отмечают, что спрос на услуги в этом секторе растет, однако большая часть заказов по-прежнему имеет разовый характер. В частном секторе наиболее популярны чистка мягкой мебели, ковров.

Тендеры спровоцировали волну демпинга

Эксперты рассказали, что за прошедший год на рынке получила распространение система тендеров. Марина Мельникова: «Раньше все было хаотично. Сейчас клиент стал разумнее. По аналогии с получением госзаказов он проводит тендер, по итогам которого выбирает ту компанию, которая предложит более выгодные условия».

Решающим фактором в борьбе за новый объект стала цена. Тендеры, как признались эксперты, обострили и без того актуальную для этого рынка проблему демпинга.

«Засилье новичков на рынке, которые составляют свой „послужной“ список любой ценой, поражает. Иногда такие компании готовы „упасть в цене“ на 50%», — сказала г-жа Мельникова. Алексей Горельский: «Все это происходит еще и потому, что новые игроки толком не ориентируются ни в стоимости материалов, ни в трудозатратах, поэтому выставляют такие низкие цены».

Советник Ассоциации российских уборочных компаний (АРУК) Николай Галкин говорит, что проблема демпинга актуальна на общероссийском уровне. Г-н Галкин: «По пути резкого снижения цен на свои услуги идут многие новички. Это априори снижает качество услуг и дискредитирует саму идею профессионального клининга».

Эксперты отмечают, что необоснованно низкие цены и колеблющееся качество оказания клининговых услуг спровоцировали множество переделок на рынке. Например, Алексей Горельский рассказал, что его предприятие занималось переделками за горе-клинерами на двух объектах в недавно открывшемся ТРК «Планета». «Заказчик, поначалу решивший сэкономить, столкнулся с тем, что из-за некачественной работы некоторые поверхности в недавно сданных магазинах были попросту испорчены», — добавилт г-н Горельский. Сергей Юшков говорит, что каждая из крупных компаний за прошедший год получила по 2-3 заказа на так называемые переделки.

Марина Мельникова: «За некоторыми объектами я с интересом наблюдаю. Смотрю, насколько хватит терпения заказчика. Ведь о качестве выполняемых работ просто говорить не приходится».

Госзаказы «подпитают» клинеров

Однако прогнозы экспертов оптимистичны — через несколько лет рынок цивилизуется, и на смену ценовой конкуренции придет конкуренция по качеству, технологиям. Уже сегодня обжегшиеся на низком качестве клиенты предпочитают больше не экономить на чистоте.

По словам некоторых игроков, «цивилизация» придет на рынок с новыми федеральными клининговыми компаниями. Как говорят некоторые эксперты, игроки российской клининговой «большой пятерки» присматриваются к местному рынку. По информации компании «Примекс-Красноярск», крупная самарская клининговая компания изучает красноярский рынок.

Однако, как считает Алексей Горельский, клиентов на местном рынке хватит всем. «Эту тенденцию можно сравнить с развитием рынка общепита: еще несколько лет назад большинство красноярцев питалось дома, а сегодня поесть в бистро, кафе и ресторанах — это обычное дело. Так будет и с клинингом», — говорит Алексей Горельский.

Эксперты считают, что уже в ближайшее время активным заказчиком клининговых услуг станут государственные структуры. Причем прогнозируют, что спрос будет значительным и будет расти ежегодно в разы. Марина Мельникова: «Такие учреждения, как, например, больницы, требуют особого ухода. Уборка с хлором, которая там применяется, — это вчерашний день. Как только у таких организаций появятся средства, они будут работать с клининговыми компаниями».

В компании «Таймер» планируют развивать направление по чистке фонтанов. Сергей Юшков: «На сегодня мы уже провели несколько показательных уборок фонтанов. В Красноярске их множество, а ухаживать за фонтанами некому». Г-н Юшков полагает, что в ближайшее время будут проведены тендеры на передачу их уборки клининговым компаниям. «Это, на наш взгляд, очень перспективное направление работы, ведь чистка камня — одна из самых трудоемких, технологичных и дорогостоящих услуг», — сказал Сергей Юшков.

Николай Галкин говорит, что в ближайшие год-два клинеры начнут уделять более пристальное внимание профессиональной подготовке своих специалистов. «Работа клининговых компаний очень плотно связана с появлением новых технологий. Поэтому в скором времени компании начнут вкладываться в обучение сотрудников», — добавил Алексей Горельский.

Евгения Ли,
«Деловой квартал», г. Красноярск, № 16 (118) от 5 мая 2008 г.


Форма предварительной заявки на услугу уборки
Отправить заявку

Нажимая на кнопку "Отправить", Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.