Круглосуточная поддержка
+7 (495) 641 25 04 +7 (495) 641 25 04
Заказать звонок

Клининг и кризис: победителей нет?

Клининг и кризис: победителей нет? 05.04.2009

Прошло то время, когда клининговые компании активно борясь за клиентов, сильно демпинговали. Цены на услуги клининга упали настолько, что многим клининговым компаниям просто не удалось выжить. Однако наступил кризис, а вместе с ним и массовый отток клиентов, умноженный на падение цен. Как работать в такой ситуации?

В середине 2009 года, крупнейший девелопмер России, собирался открыть сеть крупных торговых центров класса «А». Увы, в современных реалиях удалось открыть только один. Все пять центров планировала обслуживать крупнейшая компания российского клининга — «Ронова». Увы, сделка сорвалась. Проблемы одного игрока, сказались на другом. Маргарита Авдеева (генеральный директор «Ронова клининг») пояснила: «Посчитайте, сколько я потеряла денег и новых проектов. И это совсем не первый случай в нашем бизнесе, который полностью зависит от окружающих реалий бизнеса». Маргарита права. Именно от того, в каком состоянии находится ситуация у крупных девелопверов и компаний, зависит и работа клининговой отрасли.

До тех пор, пока не наступил кризис, в крупных городах ежедневно открывались новые торговые площади, магазины, офисные центры, салоны красоты. Естественно, что клининговые компании имели огромный приток клиентов. Обороты клинеров в то время, поднимались с геометрической прогрессией на 20-25%. Однако теперь, когда весь крупный и средний бизнес находится в глубокой «спячке», о подобных темпах развития клининговым компаниям придется забыть. Эксперты не исключают, что падение спроса на услуги клинеров продлится не менее пяти лет. Объемы продаж клининговых компаний, в прошлом интенсивно растущие, в настоящее время интенсивно падают. Скорость этой интенсивности достигает 50% процентов. Однако, клинеры все же вынесли для себя некий урок. До кризиса они не хотели и не умели интенсивно развиваться. Эффективность бизнеса и рентабельность были принесены в жертву удвоению новых проектов и извлечению сиюминутной выгоды. Не секрет, что за «пафосными» целями и задачами клинеров, стояло простейшее желание — обогатиться. Теперь, наступило время расплаты за такую неосмотрительность.

В середине девяностых годов, Маргарита Авдеева увидела, что рынок профессиональной уборки и клининга в России почти не занят. Как человек хваткий, она не захотела упускать такую возможность и организовала компанию «Ронова». Уже после наступления «миллениума» эта компания стала лидером среди всех компаний оказывающих услуги аутсорсинга в с сфере наведения чистоты. Двенадцатитысячный штат сотрудников, более двух тысяч корпоративных клиентов, филиальная сеть по всей — России, это далеко не полные достижения «Роновы».

Гендиректор BZ Cleaning Б.Журавлев утверждает, что компаний подобного уровня в России не более пяти. В числе конкурентов «Роновы» можно назвать «Примекс», «Содеско», «Ирис», «Каскад», «Чистый свет» (ныне Facilicom). Другие компании не просто отстают от указанных — они далеко позади и пропасть довольно огромна как по числу проектов так и по суммам прибыли.

Здесь следует отметить, что топовые позиции крупных клининговых компаний, не всегда обеспечивали последним преимущества. Приблизительно с 2004 года, рынок стал конкурентным настолько, что появлялись тысячи клининговых «контор». В тендерах на уборку участвовало по 20-30 компаний, которые пытались предложить минимальную цену. Именно подобная «ценовая война» клинеров и послужила основанием к закрытию множества компаний. Они просто не могли работать за столь низкие суммы и получать с этого доход. Выиграв в тендере, путем предложения низкой цены, клининговые компании работали в ущерб себе и с минимальным качеством ля заказчика. В итоге, заказчик был недоволен и его «прибирал к рукам» крупный клиноператор. Однако сейчас, в условиях кризиса, выясняется, что крупные компании, заплатив рентабельностью бизнеса за тактическую победу в борьбе за долю рынка, проиграли стратегические высоты.

Маргарита Авдеева (директор клининг- компании «Ронова») сетует, на то, что компания потеряла чуть более 5% своей клиентской базы, «благодаря» кризису. По ее словам, в основном от услуг клининга отказались либо совсем «мелкие» компании, либо те, которые оказались на грани полного краха и разорения. Более того, крупные компании, которые пользовались услугами профессиональных клинеров, стали сами создавать службы уборки. Например, собственник и владелец крупного Московского бизнес-центра, полностью отказался от услуг сторонней клининговой компании, и вместо этого нанял двух уборщиц. Такой шаг был вполне обоснованным, ведь он потерял в кризис более 70% арендаторов, тем самым, отказавшись от услуг клинеров — он оптимизировал свои издержки на эксплуатацию здания.

Борис Журавлев (гендиректор компании BZ Cleaning) несколько не разделяет подобных шагов от собственников. Он считает, что дальновидные собственники должны понимать, что создание собственной клининговой службы в итоге обойдется дороже. Директор компании «CleanStar» Александр Москаленко подтверждает слова Б.Журавлева, однако замечает, что многие клиенты пытаются снизить количество предоставляемых услуг либо получить эти услуги дешевле. В этом случае, по обоюдному согласию, клинер и собственник идут на компромисс друг другу.

Однако, удержание и сохранение клиентской базы для клининговых компаний, это далеко не все цели в период кризиса. Гораздо важнее заставить потребителей клининговых услуг платить. И платить вовремя и без отсрочек. Например, 50% клиентской базы компании «Ронова», относятся к предприятиям торговли. В связи с этим получается некий замкнутый круг: ритейлеры не могут заплатить за аренду помещений, соответственно — девелоперам нечем платить клининговым компаниям. Именно по этому, когда в конце 2008 года, подошло время «перезаключать» контракты«, девелоперы и собственники площадей, стали требовать пересмотра цен на услуги клинеров меньшую сторону.

Во многих клининговых компаниях, средняя цена контракта упала до 30%. Большинство клиентов, стало требовать лишь мытье полов и уборку санузлов с выносом мусора. Без всего остального, компании могут прекрасно обойтись, или справиться своими силами.

Главной проблемой для клинеров, во время кризиса, стали злостные неплательщики. Маргарита Авдеева утверждает, что ее компания имеет десятки решений Арбитражного суда, однако, клиенты не торопятся оплачивать задолженности, даже при наличии судебного решения. Однако, «Ронове» в этом плане проще, ведь учитывая размеры и прибыли компании, она может «перекинуть» деньги на зарплату с другого объекта, что не под силу мелким компаниям. В этом случае они просто разорятся. Однако, если число неплательщиков у крупной компании составит 3-5 предприятий, она так же может «утонуть». Именно по этому, клинеры перестали работать «в долг». Маргарита Авдеева подтверждает — как только становится очевидно, что задолженность за наши услуги не выплачивается и продолжает расти, мы тут же прекращаем работы на объекте.

Многие эксперты клининговой индустрии сходятся во мнении, что крупным клининговым компаниям не стоило допускать такого снижения рентабельности своего бизнеса во имя расширения портфеля проектов. Надо было развиваться именно в своих регионах, что бы сформировать внутренний рынок клининга с представленным на нем малым бизнесом. В итоге, «за что боролись на то и напоролись»...

Давно подсчитано, что приблизительно 70% затрат клининговой компании уходит на персонал. В настоящих условиях, эти затраты значительно снизились, но способы и лимиты снижения уже полностью исчерпаны. Клининговые компании более тщательно «просеиваются» клиентами, в свою очередь первые, более тщательно выбирают поставщиков. Т.е. клиенты избавляются от клинеров — клинеры до минимума избавляются от своих поставщиков. Пределы удешевления и тут полностью достигнуты. Однако, стоит заметить, что на качестве химии, инвентаря и оборудования крупные компании экономить не могут. Если клиент узнает, что на его объекте используют более дешевую расходную составляющую — можно потерять не только клиента, но и репутацию, что в современных реалиях неприемлемо.

Большинство клинеров замечают — ценовые воины начала века возвращаются. В тендерах вновь участвует минимум 10-12 компаний, каждая из которых в открытую демпингует. Это, в свою очередь, вновь «убивает» мелкие компании и отбирает качество у продавца тендера. Но почему же клининговые компании вновь демпингуют? «Таким образом мы проводим ценовой мониторинг, — признался сотрудник одной из клининговых компаний. — Кроме того, вдруг нам повезет?»


Форма предварительной заявки на услугу уборки
Отправить заявку

  • Заказать звонок
  • Ваше имя *
  • Телефон *