Круглосуточная поддержка
+7 (495) 641-25-04 +7 (495) 641-25-04
Заказать звонок

На чистоту! Всё о работе операторов профессиональной уборки

На чистоту! Всё о работе операторов профессиональной уборки 06.06.2010

Казалось бы, что может быть проще, чем уборка: знай себе маши нехитрым устройством по сторонам. Да, это может быть утомительно, но ведь не сложно! А между тем труд специалиста клининговых услуг (именно так называются сегодня уборщики) — весьма трудоёмок и заслуживает, по крайней мере, уважения.

Мы стоим в крупном торговом центре. Вокруг нас снуют люди. Со мной рядом сотрудник крупной клининговой компании «Ронова Клининг», — менеджер объекта Светлана. В торговом центре, где мы встретились, работают сотрудники компании, говоря современным языком, операторы профессиональной уборки (слова «уборщик» и «уборщица» в индустрии клининга практически не используются).

ЕКУ, мопы, экстракторы и прочая терминология

Перед тем как получить профессиональную консультацию по клинингу, я прошлась по зданию, чтобы, так сказать, инкогнито посмотреть на работу операторов профессионального клининга (всё-таки для краткости я буду называть их по старинке уборщиками). Несмотря на то, что нигде в поле их зрения не было их непосредственного начальства, увиденные мной уборщики, работали, не разгибая спины, равномерными и профессиональными движениями орудуя разным инвентарём.

С инвентаря и начался наш разговор со Светланой.

— В своей работе мы используем мопы — самовыжимающиеся швабры, тележки, в которых стоят вёдра с отжимами, свепы — что-то вроде лохматой тряпки, надетой на палку, салфетки из микрофибры для пыли, шпатели, поломоечные машины, машины для чистки ковров — кемстракторы.

Профессиональная уборка делится на ежедневную комплексную уборку (ЕКУ) — уборка и мытьё полов, вытирание пыли, протирка блестящих поверхностей и т. д., — и специальные уборочные мероприятия, которые проводятся с определённой регулярностью, например, раз в год, раз в месяц, — мойка окон, химчистка ковров, вывоз мусора и снега, размывка и полировка твёрдых полов и нанесение на них специальных средств. Регулярность и режим проведения уборочных работ заранее согласуется с заказчиком при составлении договора. Например, в бизнес-центрах и офисах обычно утром и вечером проводится ежедневная комплексная уборка, а в течение дня — поддерживающая: уборщики выносят мусор и проводят влажную уборку коридоров и туалетов, раз в месяц — размывка полов, химчистка коврового покрытия.

Процесс профессиональной уборки организован так. Сначала уборщик сметает сухим свепом мелкий мусор — Светлана демонстрирует, как работают свепом, делая им плавные, танцующие движения. Затем с помощью щётки-совка — совмещённого устройства для сбора мусора — мусор убирают. Затем делается влажная уборка мопом с использованием специальной химии, и в конце уборщик протирает горизонтальные поверхности тряпкой из микрофибры, смачивая её разными чистящими средствами, вытирает зеркала, стены, проходит щели и укромные уголки. Если помещение большое, влажная уборка делается с помощью поломоечной машины — немного похожего на трактор без кабины агрегата, которым управляет оператор поломоечной машины — как правило, мужчина. В передней части машины установлены щётки, которые смачивают и чистят пол, а в задней — впитывающая губка, которая убирает лишнюю влагу. Ковровое покрытие моется экстракторной машиной — она глубоко чистит волокно ковра, при этом не перенасыщая его влагой.

— Поскольку для нас крайне важно не повредить имущество заказчика, — говорит Света, — мы не везде и не всегда можем использовать поломоечную машину.

Света показывает на витрину магазина.

— Например, машина не должна ехать впритирку к витрине, поэтому она едет в некотором отдалении, а ту часть пола, которая осталась невымытой, мы моем вручную.

Уроки химии

С химией отдельная история. Дома мы, как правило, используем одно и то же средство — наливаем его в ведро воды и моем им пол в ванне, кухне, коридоре, комнате. В профессиональной уборке для каждой поверхности — своё средство. Светлана показывает на эскалаторы:

— Видите, на полу рядом с эскалатором металлическая часть пола и плитка. Мы учим уборщиков мыть металл специальным средством так, чтобы ни одной капли не попало на кафель, иначе он будет испорчен. Более того, для разных металлов — разные средства, и тем, чем можно мыть пол лифта, нельзя протирать, к примеру, металлические перила.

— Светлана есть ли пятна, которые невозможно отмыть?

— Если отчищать сразу, то любое пятно можно удалить. Например, одна из самых неприятных для нас вещей — жвачка на полу. У каждого уборщика с собой есть шпатель, чтобы сразу, как только он её заметил, отчистить эту жвачку, иначе, если она подсохнет, придётся идти за специальным средством для жвачки и оттирать её.

Сразу с помощью специальных средств можно удалить практически любое загрязнение. Но, несмотря на это, профессиональные уборщики периодически — зависит от покрытия пола и степени загрязнения — делают так называемую размывку пола. Это делается обычно ночью. Пол покрывают специальным средством, через некоторое время его удаляют и моют полы начисто. После этого они некоторое время сияют как новенькие.

Я б в уборщики пошёл!

na_chistotu.jpg

В уборщики и операторы уборочных машин идут люди разных национальностей. Однако если они пришли на работу в хорошую клининговую компанию, у них есть реальный шанс сделать карьеру: сначала уборщик, потом супервайзер — тот, кто контролирует работу уборщиков, затем менеджер по клинингу, который не только контролирует работу, но и взаимодействует с клиентами, отвечает за пополнение моющих средств, обновлением инвентаря, решает сложные вопросы, ну и, наконец, начальник производства, который следит за качеством уборки на нескольких объектах, ведёт несколько заказчиков. В осенне-зимний период клининговые компании нанимают дополнительных сотрудников — во-первых, в это время в помещениях становится значительно грязнее и убирать приходится интенсивнее, а во-вторых, нужны новые сотрудники на работе для уборки снега, например.

Светлана, которая болеет душой за своё дело, в свой выходной часто приезжает в торговый центр, где она работает, чтобы, когда подчинённые её не видят, посмотреть на то, как они работают. Подчинённые для неё, скорее, семья, чем люди, которыми она управляет.

— Нанимая уборщиков на работу, я стараюсь войти в положение каждого, всех понять, узнать, как у них дома, выяснить, действительно ли они всерьёз настроены работать. Новый уборщик два дня проходит стажировку на объекте, и, глядя на то, как он работает, мы принимаем решение, останется ли он в нашей компании или нет. Если я вижу, что человек пришёл просто подзаработать денег и только и смотрит, как бы ему увильнуть от работы, то он у нас, конечно, не задержится. Но вообще все мои сотрудники работают со мной по нескольку лет.

Если работник добросовестно убирает свой участок, то его могут поощрить премией. Часто заказчики сами обращаются в клининговую фирму, обслуживающую их объект, и просят выдать тому или иному сотруднику премию за его труд. Бывают, что пишут благодарности. Бывает, когда в фирме происходят кадровые подвижки и менеджеров убирают с одних объектов, чтобы перевести на другие, просят не забирать от них менеджера, с которым они хорошо сработались. Наконец, особенно приятно работникам, когда к ним подходят посетители торговых центров, работники офисов и спрашивают, чем таким они моют полы, что те такие чистые?

Проверка по белой тряпочке

За качеством работы следит не только фирма-поставщик услуги, но и заказчик. Так, в торговом центре, по которому мы ходим, каждое утро проходит приём работы — уборщики называют этот процесс «проверкой по белой тряпочке». Администратор торгового центра проходит по территории и проверяет чистоту полов, горизонтальных покрытий, щелей и т.д. Кроме того, в течение дня администратор проходит по территории и оценивает качество работы.

— Уборщики собираются перед приёмкой работ и ужасно волнуются, — говорит Светлана. — Каждый день — как в первый раз. Им очень хочется, чтобы их похвалили, и если это происходит, они потом работают с удовольствием, с радостью.

— А что самое неприятное в работе уборщика?

Светлана задумывается.

Мы стоим напротив главного входа в торговый центр. Молодой человек в форменной одежде размеренными движениями протирает пол влажным мопом, а мимо него идут и идут люди, оставляя не свежевытертом полу следы. Молодой человек невозмутимо проходит свой участок до конца и начинает работу снова.

— А я думала, самое неприятное — это то, что твоя работа очень быстро обесценивается, она как будто бесполезна, — говорю я, глядя на молодого человека.

— Нет, наоборот — тебе приятно оттого, что ты делаешь так, чтобы было чисто.

— А монотонность? Каждый день одно и то же?

— Мы с этим боремся, чтобы такого не было, я часто меняю участки работы: сегодня человек, например, протирает пол у главного входа, а завтра убирает подносы в фуд-корте, — говорит Светлана. — Кроме того, очень важно, чтобы уборщик умел делать все виды работ. Например, сегодня у меня заболела девочка, которая должна была мыть туалет, мы же не можем оставить его невымытым! Я снимаю человека с другого участка и перевожу туда. Ну а когда мало людей, то и сама берусь за моп.

Это только кажется, что никакой «умственности» в работе уборщика нет. Современный уборщик должен быть:

  • аккуратным, чисто и опрятно одетым;
  • его инвентарь должен сиять — поэтому их учат, например, пользоваться только одной стороной мопа — чтобы вторая всегда была чистая и белая, и, если уборщик ставит моп ведра, он всегда поворачивает его чистой стороной наружу. Мелочь, но об этом всегда надо помнить;
  • уборщик должен уметь так управляться со своим инвентарём, чтобы не задеть проходящих рядом людей;
  • кроме того, он должен уметь делать любую чистящую работу — знать специфику мытья разных половых покрытий, знать, как и в каком порядке моется сантехника, уметь проводить не только ЕКУ, но и размывку пола, чистку ковров и мягкой мебели;
  • необходимые свойства характера — добросовестность, честность;
  • не только делать то, что надо, но и не делать то, что не надо, — так, уборщикам запрещено что-то перекладывать или переставлять при уборке в офисе, и если им что-то мешает, они обязаны сообщить об этом супервайзеру, который, в свою очередь, поговорит на эту тему с клиентом.

Ксения Кнорре,
журнал «Office magazine» № 6, июнь 2010 года.


Форма предварительной заявки на услугу уборки
Отправить заявку

Нажимая на кнопку "Отправить", Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.